Луд – родовая священная роща

Просмотров: 2471

    Исток речки Юоншур, находящийся к востоку деревни Нязь-Ворцы, жители использовали для хозяйственных нужд.

    Из воспоминаний жителя с. Чутырь Вострикова Геннадия Семеновича, 1935 года рождения: «На опушке леса по решетниковской дороге был построен двухквартирный дом. Отец мой, Востриков Семен Алексеевич, работал лесником. В этом домике мы и поселились. Ниже дороги на расстоянии метров 200 находился ключ, вытекающий недалеко из-под земли. В нем была чистейшая вода. Хвойные деревья окаймляли его крутые берега. Лучи солнца сюда не проникали. Мы для хозяйства брали оттуда воду. Во второй половине нашего домика жил старенький одинокий дедушка. Мы с ним подружились. В летний период у меня была мечта покупаться. Я его попросил сделать у ручья запруду. Запруду сделали, получился небольшой водоем. Я решил выкупаться, но тотчас же пришлось вылезти. Вода была страшно холодная. Так и не осуществилась моя мечта с купанием. Но пруд остался до наших дней».

    Продолжил свой рассказ Геннадий Семенович: «В бадзым куа нюке, на берегу ручья Юоншур была небольшая полянка, окруженная молодыми березками и осинками. Среди них росли крепкие синявки. Здесь всегда можно было набрать корзинку этих вкусных грибов. В свое время жители деревни Шыкмет облюбовали это место и справляли культовые обряды. Варили самогон. Это место называлось «Бадзым куала».

    Куала – святилище массовых молений и жертвоприношений, куда собирались удмурты-язычники. На этом месте стоял сруб – куа, а в нем стояли стол, скамейки, было место для костра – очаг. Люди поднимались к святому месту на лошадиных повозках по специально вырубленной просеке вдоль Юоншура.

    Прошло много десятков лет, а эта просека не зарастает, хотя давно по ней никто не ездит. Как будто она все еще ждет жителей деревни.

    Для удмуртского племени местом для приношения жертв служил луд или кереметище. Так называется роща, находящаяся невдалеке от деревни.

    Каждое дерево в ней считается священным, а потому ни в коем случае не может быть срублено. В луде молятся Кереметю. Главная святыня луда – зола, а также жертвенная посуда и короб, в котором эти вещи находятся. Луд устраивается для представителей каждого племени отдельно, так что, если в деревне не одно племя, то не один и луд. В окрестностях деревни два таких луда, значит у нас было два племени.

    Рядом с Великой куалой стояла большая ель для молений (восяськон кыз).

    Вот что рассказывает жительница деревни Нязь-Ворцы Хозяйкина Екатерина Михайловна, 1928 года рождения: «Ель была огромная. В нее вбивали металлические монеты как дар богам. Категорически запрещалось около ели справлять нужду, осквернять место около нее. Моя слепая бабушка Широбокова Марина Селиверстовна, 1898 г.р., ходила туда молиться, я же туда не ходила, знаю только по ее рассказам. Молиться туда ходили перед посевной и после окончания посевной. Приезжал туда и старенький поп из Чутыря, его привозили специально. При молении просили, чтобы урожай был богатый. Под елью ничего не было, а чуть подальше, в логу, стоял сруб-куа, этот сруб я еще помню. В логу был ключ, оттуда можно было зачерпнуть воду. Сейчас ключ, хотя и не исчез, но бьет очень слабой струйкой. Зачерпнуть воду уже не удается. Ключ бьет из-под земли. Молиться после сева ходили всей деревней» (от 19.10.2010 г.)

    Перевощиков Анатолий Елисеевич, 1934 г.р., житель деревни Нязь-Ворцы, тоже знает об этом месте и показал это дерево. «Вот уже более 10 лет как упала эта ель. Но никто из жителей не смеет распилить или хотя бы отодвинуть ее. Вот так она выглядит сейчас. Эта ель была самой высокой, самой широкой и самой могучей в данной окрестности. Рядом стоит не менее могучая береза, которая также считается священной. До сих пор любимым праздником жителей нашей деревни считается «Праздник русской березки», а береза – любимое дерево нашего народа. Это дерево необыкновенной доброты. В этот праздник было принято ходить с березкой от двора ко двору. Хозяева выходили к березе, украшали ее лентами, платками, кусочками материи и угощали гостей яствами, подавали самогон. Праздник сопровождался песнями, танцами. Во второй половине дня все жители собирались у костра, варили кашу, уху и боготворили березу».

Исследователь: Волкова Динарида Геннадьевна

  

вверх